В тридцатые годы прошлого века Москва становится местом, где судьба известного драматурга круто меняется после обвинений в антисоветской деятельности. Его пьесу, пользовавшуюся успехом у публики, внезапно снимают с репертуара, а самого автора исключают из Союза литераторов, лишая не только профессионального статуса, но и средств к существованию. В этот тяжелый период, когда кажется, что жизнь теряет всякий смысл, он случайно знакомится с Маргаритой – женщиной, чья внешняя красота скрывает глубокую внутреннюю опустошенность, вызванную несчастливым браком. Их встреча становится отправной точкой для нового творческого замысла: драматург начинает работу над романом, в котором переплетаются реальные события его жизни и вымышленные сюжеты.
В центре этого произведения оказывается мистический персонаж Воланд, чей образ был навеян загадочным иностранцем, с которым автор однажды пересекся. Воланд и его свита появляются в Москве, сея вокруг себя хаос и разоблачая пороки общества через серию загадочных и подчас пугающих событий. Параллельно развивается линия мастера – alter ego самого драматурга, пишущего роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, что добавляет произведению философскую глубину и исторический контекст. Маргарита же, вдохновленная любовью к автору, принимает на себя роль муз�� и активной участницы событий, вплоть до того, что становится хозяйкой бала у Сатаны, демонстрируя готовность пойти на любые жертвы ради спасения возлюбленного и его творения. Все эти линии постепенно сливаются в единое повествование, где реальность и вымысел, прошлое и настоящее, добро и зло оказываются неразрывно связанными, поднимая вечные вопросы о творчестве, любви, предательстве и искуплении.